Полный перечень оснований увольнения военнослужащих приведен в ст.51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службы», насчитывающий более 37 оснований для увольнения с военной службы.
Между тем, с объявлением частичной мобилизации, перечень оснований увольнения военнослужащих с военной службы стал существенно ограничен.
Как следует из п.5 ст.17 ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ», военнослужащие при объявлении мобилизации продолжают проходить военную службу.
В соответствии с Федеральными законами от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне», от 26 февраля 1997 г, № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ» и от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» Указом Президента № 647 от 21 сентября 2022 г. (далее - Указ) в Российской Федерации объявлена частичная мобилизация.
Указ содержит исчерпывающие основания для увольнения, к которым в частности относятся:
1. По возрасту - по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе;
В свою очередь Федеральным законом № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившим с силу с 24 июня 2023 г. определено, что в период мобилизации, в период военного положения или в военное время устанавливается следующий предельный возраст пребывания на военной службе для граждан мужского пола, заключающих (заключивших) со дня вступления в силу настоящего Федерального закона контракт о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации:
- имеющих воинское звание высшего офицера до генерал-полковника, адмирала включительно, - 70 лет;
- имеющих иное воинское звание, - 65 лет.
По смыслу, изменения внесенные данным Федеральным законом должны распространяться только на военнослужащих заключивших контракты о прохождении военной службы с 24 июня 2023 г. и на период объявления частичной мобилизации.
Между тем, на текущий момент уже существует отрицательная судебная практика, когда суд отказал в увольнении военнослужащему, достигшему предельного возраста (50 лет до внесения изменений) и заключившего контракт в 2015 г.
Суд сделал следующий вывод: «То обстоятельство, что Федеральный закон от 24 июня 2023 г. № 269-ФЗ вступил в законную силу только 24 июня 2023 г., не свидетельствует о том, что он подлежит применению к возникшим по данному делу правоотношениям, поскольку по своему смыслу он распространяет свое действие на весь период мобилизации, которая объявлена 21 сентября 2022 г. и до настоящего времени не окончена» (Апелляционное определение Северного флотского военного суда от 10 октября 2023 г. по административному делу № 33а-348/2023).
К аналогичному выводу пришел Севастопольский гарнизонный военный суд: Поскольку Богатов не достиг установленного Законом в период мобилизации в Российской Федерации предельного возраста пребывания на военной службе для граждан мужского пола, имеющих воинское звание рядовой, - 65 лет, то он не подпадает под категорию военнослужащих, которые могут быть уволены с военной службы по возрасту. Приходя к такому выводу, суд принимает во внимание, что Богатов, заключивший контракт о прохождении военной службы по 15 октября 2022 г, достиг возраста 50 лет после вступления в силу названного Закона. То обстоятельство, что Закон вступил в законную силу только 24 июня 2023 г, не свидетельствует о том, что он не подлежит применению к возникшим по данному делу правоотношениям, поскольку по своему смыслу он распространяет свое действие на весь период мобилизации, которая объявлена 21 сентября 2022 г. и до настоящего времени не окончена. (Решение Севастопольского гарнизонного военного суда г. Севастополя от 26 сентября 2023 г. по делу № 2а-166/2023).
Таким образом, для МО РФ сейчас действует предельный возраст 65 лет на период частичной мобилизации.
2. По состоянию здоровья - в связи с признанием их военно-врачебной комиссией не годными к военной службе, что соответствует категории годности «Д» - не годен к военной службе;
Как следует из обстоятельств дела: Климцев в дополнение обратился к тому же командиру с рапортом об увольнении с военной службы по состоянию здоровья, сославшись на негодность к военной службе ввиду наличия ряда заболеваний.
Согласно ответу командира войсковой части в удовлетворении данного рапорта административному истцу отказано ввиду отсутствия соответствующего заключения ВВК и предложено обратиться к начальнику медицинской службы воинской части для прохождения ВВК.
Цитата суда: Поскольку Климцев в установленном порядке военно-врачебной комиссией не признавался не годным к военной службе по категории "Д", соответствующее заключение ВВК не выносилось, в адрес воинской части не направлялось и административным истцом командованию не представлялось, у командира войсковой части N отсутствовали правовые основания для увольнения административного истца с военной службы по состоянию здоровья. (Апелляционное определение Центрального окружного военного суда от 26 сентября 2023 г. по делу № 33а-415/2023.).
Кроме того, Приказом Министра обороны России от 07.08.2023 № 506 утвержден перечень болезней, при которых военнослужащие, признанные ограниченно годными к военной службе, не могут проходить службу по контракту в период мобилизации, военного положения и военное время.
3. В связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении наказания в виде лишения свободы.
Кроме того, отдельным правом на увольнение с военной службы в силу п.3.2 ст.51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и п.5 ст.17 ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ» обладают военнослужащие женского пола которые имеют одного ребенка и более в возрасте до 16 лет или срок беременности которых составляет не менее 22 недель.
Как следует из обстоятельств дела: 17 октября 2022 г. Черданцева обратилась к командованию с рапортом об увольнении ее с военной службы в соответствии с п. 5 ст. 17 Федерального закона "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации". Резолюцией врио начальника Управления Росгвардии по Пермскому краю "данные изъяты" полиции Черепанова 7 ноября 2022 г. реализация указанного рапорта приостановлена до окончания периода частичной мобилизации.
Вот что указал суд: «вопреки доводам апелляционных жалоб гарнизонный военный суд обоснованно пришел к выводу о том, что в период частичной мобилизации, объявленной Президентом Российской Федерации в соответствии с предусмотренными подп. 6 п. 1 ст. 4 Федерального закона "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" полномочиями, кроме оснований для увольнения с военной службы военнослужащих, установленных в период частичной мобилизации Указом Президента РФ от 21 сентября 2022 г. № 647, подлежит применению и основание, предусмотренное п. 3.2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и п. 5 ст. 17 Федерального закона "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации".
С учетом изложенного гарнизонный военный суд обоснованно в целях полного и своевременного восстановления нарушенного права истца возложил на начальника Управления Росгвардии по Пермскому краю обязанность в установленном порядке уволить Черданцеву с военной службы по соответствующему основанию. (Апелляционное определение Центрального окружного военного суда от 11 мая 2023 г. по делу № 33а-142/2023).
При этом добровольное заключение контракта на срок 6 месяцев не является основанием для увольнения такого военнослужащего с военной службы по истечению срока контракта.
Цитата суда: «Довод Ухинова о том, что он является добровольцем, подлежит отклонению в связи с неправильным толкованием административным истцом правовых последствий заключения контракта о прохождении военной службы, которые выражаются в содержащихся в его тексте условиях прохождения военной службы и обязанностей военнослужащего, заключившего контракт». (Апелляционное определение Центрального окружного военного суда от 31 августа 2023 г. по делу № 33а-448/2023).
Кроме того, на довод административного истца о заключении контракта под влиянием заблуждения суд сделал следующий вывод: Довод административного истца о том, что контракт о прохождении военной службы был им заключен под влиянием заблуждения, суд считает несостоятельным, поскольку Евсеенко по состоянию здоровья признан А - годен к военной службы, из его заявления от 5 октября 2022 г. с просьбой принять его на военную службу по контракту, рапорта от 11 октября 2022 г. с просьбой заключить с ним контракт о прохождении военной службы следует, что Евсеенко был ознакомлен с условиями прохождения военной службы по контракту, а также перечнем ограничений и запретов, возлагающихся на военнослужащих, оснований считать, что при написании указанных заявления и рапорта он находился под влиянием какого-либо заблуждения, суд не усматривает. (Решение Краснодарского гарнизонного военного суда Краснодарского края от 30 июня 2023 г. по делу № 2а-115/2023) Оставлено без изменений Определением Южного окружного военного суда от 29.09.2023 г.
Таким образом, судом было принято во внимание совокупность обстоятельств: наличие рапорта о заключении контракта, а также собственноручно подписанный военнослужащим контракт, достоверность которых он не оспаривал.
На текущий момент увольнение военнослужащих по основаниям не перечисленным в Указе Президента № 647 от 21 сентября 2022 г. (далее - Указ) «Об объявлении частичной мобилизации» производится в соответствии с Указом Президента № 580-дсп от 03.08.2023 г. в исключительных случаях на основании заключения аттестационной комиссии и решения соответствующего должностного лица.
Согласно 580 Указа, военнослужащий может подать рапорт с описанием своей ситуации и попросить рассмотреть его обстоятельства на предмет исключительности ситуации. Командир должен будет рассмотреть рапорт, провести аттестацию и вынести заключение. Если аттестация примет решение об исключительности ситуации, то появляется шанс быть уволенным с военной службы.
Телефон горячей линии Начфин.инфо-39 - 88002015705