Положение о порядке прохождения военной службы устанавливает сроки проведения аттестации, а также закрепляет полномочия органов государственной власти по разработке Порядка организации и проведения аттестация в связи с необходимостью упорядочения осуществления данной процедуры.
В федеральных органах исполнительной власти порядок организации и проведения аттестации определяется следующими нормативно-правовыми актами:
- приказ МО РФ от 29.02.2012 № 444 «О порядке организации н проведения аттестации военнослужащих...»;
- приказ Росгвардии от 04.05.2017 № 130 «Об утверждении Порядка организации и проведения аттестации военнослужащих...». (далее – Приказ Росгвардии № 130);
- инструкция о порядке организации и проведении аттестации военнослужащих ФСБ, утвержденной приказом ФСБ от 09.01.2008 г. № 3/дсп.
Одним из наиболее актуальных вопросов на текущий момент является заседание аттестационной комиссии с составлением аттестационного листа в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта.
Так, согласно пункта 2.2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службы», военнослужащий может быть уволен с военной службы по основанию, предусмотренному подпунктом "в" пункта 2 настоящей статьи, только по заключению аттестационной комиссии, вынесенному по результатам аттестации военнослужащего, за исключением случаев, когда увольнение по указанному основанию осуществляется в порядке исполнения дисциплинарного взыскания.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 41 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», в соответствии с которыми невыполнением условий контракта как основанием для досрочного увольнения военнослужащего с военной службы следует считать лишь значительные (существенные) отступления от требований законодательства о воинской обязанности и военной службе, которые могут выражаться, в частности, в совершении виновных действий (бездействия), свидетельствующих об отсутствии у военнослужащего необходимых качеств для надлежащего выполнения обязанностей военной службы; совершении уголовно наказуемого деяния, одного из грубых дисциплинарных проступков, составы которых перечислены в пункте 2 статьи 28.5 Федерального закона "О статусе военнослужащих"; совершении дисциплинарного проступка при наличии у него неснятых дисциплинарных взысканий.
С учетом сложившейся правоприменительной практики, обжалование приказа командира войсковой части о досрочном увольнении в связи с невыполнением условий контракта в порядке проведенной аттестации, как правило, остается без удовлетворения, так как суд в первую очередь анализирует служебную деятельность военнослужащего, в частности наличие дисциплинарных взысканий, возражений на отзыв с несогласием оценки служебной деятельности, ходатайств об отложении заседания комиссии в целях предоставления времени на подготовку и только в последнюю очередь порядок проведения аттестации.
Одновременно с этим, суд при исследовании порядка проведения аттестации, указывает на не существенность нарушений, что не влияет по существу на принятое решение об увольнении военнослужащего с военной службы.
Как указал суд: «Вопреки мнению автора кассационной жалобы, несоблюдение в ходе его аттестации требований п. 7 Порядка, в частности исполнение обязанностей секретаря аттестационной комиссии лицом, не имеющим офицерского звания, не свидетельствует о незаконности вынесенного заключения аттестационной комиссии, поскольку секретарь комиссии в обсуждении поставленных вопросов и голосовании участия не принимал» (Кассационное определение Кассационного военного суда от 02.07.2020 № 882-1230/2020).
Военнослужащий пояснил, что был нарушен порядок проведения аттестации, заседание комиссии было проведено в ненадлежащем составе, при этом протокол во время заседания не велся, а был составлен после его окончания. Вот что указал суд: «заседание аттестационной комиссии проходило в составе, определенном командиром войсковой части с учетом интересов службы и наличия офицеров, входящих в ее состав, кворум комиссией соблюден, кроме того, секретарь комиссии пояснил, что выполнял обязанности и вел протокол заседания от руки, который в последующем был оформлен им в печатном виде и подписан всеми членами комиссии» (Апелляционное определение Центрального окружного военного суда от 29.01.2021 М 33А-15/2021 по делу № 2а-54/2020).
При этом как следует из выводом суда: «Наличие неснятых дисциплинарных взысканий у военнослужащего свидетельствует о нарушении им важнейших обязанностей военнослужащего, что само по себе могло явиться основанием для досрочного его увольнения с военной службы».(Кассационное определение Кассационного военного суда от 24.05.2022 по делу № 8а-895/2022).
Отмена приказа о привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности не послужила оснований для отмены аттестации, как указал суд, порядок проведения аттестации в целом был соблюден, а последующая отмена приказов командира части о привлечении его к дисциплинарной ответственности на существо принятых решений не влияет, так как привлечение к дисциплинарной ответственности само по себе свидетельствует недобросовестном отношении к исполнению служебных обязанностей. (Кассационное определение Кассационного военного суда от 19.05.2022 по делу № 8а-890/2022).
Аналогичная позиция изложена в Определении СК по делам военнослужащих ВС РФ: «Процедура аттестации в отношении административного истца была начата не в связи с наличием у него судимости, административного наказания либо неснятых дисциплинарных взысканий, а как переставшего удовлетворять требованиям законодательства, предъявляемым к военнослужащим, проходящим службу по контракту» (Определение СК по делам военнослужащих Верховного Суда РФ от 23 июня 2016 г. № 212-КГ16-3).
Более того, истец оспаривал приказ командира об увольнении с военной службы, а не выводы и порядок проведения аттестации.
Как указал по данному поводу Кассационный военный суд: «Пунктом 10 ст. 26 Положения прямо предусмотрена возможность самостоятельного обжалования военнослужащим аттестационных выводов и порядка проведения аттестации, однако заключение аттестационной комиссии войсковой части не являлось предметом разбирательства по данному делу, так как соответствующего требования в административном иске не заявлялось. (Кассационное определение Кассационного военного суда от 07 декабря 2021 г. № 88а-2269/2021)
Между тем, отсутствие конкретных данных, свидетельствующих о невыполнении военнослужащим условий контракта является основанием для отмены выводов аттестационной комиссии о необходимости досрочного увольнения с военной службы (Апелляционное определение Южного окружного военного суда от 20.08.2021 г. № 33а-865/2021)
При оспаривании решения аттестационной комиссии необходимо учитывать, что решение аттестационной комиссии носит лишь рекомендательный характер, поскольку окончательное решение о досрочном прекращении военно-служебных отношений в рамках процедуры аттестации принимается соответствующим командиром (Кассационное определение Кассационного военного суда от 06 июля 2022 г. по делу № 8а-1200/2022).
С учетом вышеизложенного, оспаривание приказа командира воинской части о досрочном увольнении с военной службы связи с невыполнением военнослужащим условий контракта по итогам проведенной аттестации должно производится в следующем порядке:
1. обжалование приказов командира войсковой части о привлечении к дисциплинарной ответственности в установленный законом срок (10 суток со дня применения дисциплинарного взыскания в порядке подчиненности, трехмесячный срок предусмотренный ст. 219 КАС РФ в судебном порядке);
2. обжалование выводов и порядка проведения аттестации (месячный срок вышестоящему командиру и трехмесячный срок в судебном порядке)
Кроме того, военнослужащий имеет право:
- заявить возражение на отзыв с указанием дополнительных сведений о служебной деятельности;
- ходатайствовать о переносе даты заседания аттестационной комиссии в связи с уважительными причинами, а также в связи с необходимостью дополнительной подготовки к аттестации;
- проведение аудио и видеофиксации заседания аттестационной комиссии;
3. завершающим этапом является обжалование приказа на досрочное увольнение с военной службы.
Если остались вопросы, звоните на нашу горячую линию Начфин.инфо-39 - 88002015705
С уважением, генеральный директор Байдак Марина Юрьевна